вторник, 13 декабря 2011 г.

Сценарий шахматного праздника


Сценарий шахматного праздника

Под маршевую музыку дети, наряженные в шахматные костюмы белого и черного цвета, проходят в зал, показывают различные перестроения.

Вед; Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Вот уже более трёх месяцев ребята познают азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши юные шахматисты пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.


Все родители грустят, Головой поникли,

Потому что в детский сад Шахматы проникли.

Ох, воспитывать ребят

Нелегко в дни эти.

Папе ставят «детский» мат

Собственные дети.

Сон пропал, покоя нет

Папе дни и ночи,

Говорит: «Авторитет

Пошатнулся очень».

Заявление не раз

С мамой мы писали,

Чтобы в садике у нас

Папе место дали.

Вед: Вот такая история произошла с папой одного из детей нашей группы.

Вед: Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на шахматной доске.

Под музыку выходит ребёнок, наряженный в костюм шахматной доски, и читает стихи:

Представьте королевство в один шаг,

      Поля сражения в квадратах чёрно-белых.

За шахматной доской партнёры - игроки

Бескровный бой ведут, вперёд пуская смелых.

Я волшебная доска, но без фигур и мне тоска,

Зовите пешек всех, всех - в сраженье их ждёт успех!

Вед: А сейчас представляем участников праздника. Для того чтобы узнать, кто первым будет выходить на парад, отгадайте загадку: Один раз погибает, а два раза родится (пешка).

Выходят белые и чёрные пешки и, маршируя на месте, дружно напевают задорную песенку.

Мы - шахматные Пешки, В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд, Назад не знаем ход.

Припев: За нами «офицеры»,

За нами «короли»,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки.

Наискосок: налево и направо,

Мы «бить» имеем право.

В конец доски придём –

Фигуру новую берём.

Затем   пехотинцы   под   музыку   демонстрируют   движения   на   напольной шахматной доске («Шуточный марш»).

Вед:   Загадка.      Эта   фигура   отличается   от   всех   своим   интересным   и замысловатым ходом (конь). Сейчас расскажут о себе «неутомимые кони»

Прыгнет конь. Подкова звяк!

Необычен каждый шаг!

Буква «Г» и так и сяк,

Получается зигзаг!

И повадки у лошадки,

Необычны и смешны,

Притаится, словно в прятки,

И скакнёт из-за спины

На шахматной доске выполняют танцевальные движения «кони» («Цирковой марш»).

Вед: Загадка для участников шахматного парада.

Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом не водит (Слон).

А теперь представятся слоны.

Если слон на белом поле,

Встал вначале (не забудь)

Он другой не хочет доли -

Знает только белый путь!

А когда на поле чёрном,

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой слон такой.

До конца игры слоны, цвету одному верны.

Под музыку «Танец кукол и солдатиков» дети в костюме слона двигаются по напольной шахматной доске.

Вед: Следующий участник нашего парада говорит о себе так:                 

                         Стою на самом краю, путь откроют - пойду

Только прямо хожу, как зову, не скажу. (Ладья)

А сейчас представится ладья.

Видимо, ладья упряма,

Если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок,

Не идёт наискосок.

Так от края и до края,

Может двигаться она

Это башня боевая,

Неуклюжа, но сильна

Шаг тяжёлый у ладьи,

В бой её скорей веди.

Ладья демонстрирует свой ход на шахматной доске («Танец троллей»).

Вед; Ребята, назовите самую ценную фигуру в шахматах (ферзь), а сейчас самую главную фигуру (король). Сейчас о себе расскажут чёрная и белая ферзь.

Чёрный ферзь - свой любит цвет

Для белого нет цвета белого милей

Другого правила здесь нет.

Напротив друг друга поставим их смелей

Ферзь в шахматах можно сказать, чемпион,

И шаг у ферзя широк

Ферзь может ходить, как ладья и как слон

И прямо и наискосок.

Направо, налево, вперёд и назад

А бьёт он вдаль и в упор

И, кажется, что ферзю тесновать,

Доски чёрно-белый простор.

Ферзь очень опасен в близи и вдали

Ты больше вниманья ферзю удели.

Вед: Представляется белый и чёрный король.

Король любит гладкий расчищенный путь,

В любую он сторону может шагнуть.

Король могуч, но шаг его короткий,

Всего на клеточку он может отойти

В конце игры он может в бой ввязаться,

А поначалу боязливо прячется в кусты

Зато на чеку королевская рать-

Должна короля она оберегать!

Ведь если б король беззащитный погиб, Фигуры войны продолжать не могли б. Запомни, король - всех важней всех главней Нет в шахматном войске важнее вождей!

Король с ферзём демонстрируют свои ходы на напольной шахматной

Доске («Менуэт»).

Вед: Прошу всех «шахматных фигур» занять свои места на шахматной доске. Белый отряд, чёрный отряд - друг против друга два войска стоят, Строгий порядок в отряде одном, точно такой же в отряде другом. В каждом отряде - ты сам погляди –

Оба угла занимают ладьи.

 Рядом с ладьями кони видны

Рядом с конями встали слоны, кто же посередине?

Ферзь с королём - самые главные в войске своём

А перед всеми - ладьёй и конём, перед слоном, королём и ферзей –

Пешки - малышки стали стеной - им начинать этот сказочный бой.

Дети исполняют песню «На квадратах чёрно-белых».

Загораются гирлянды, и пока внимание детей отвлечено на сияющие огоньки,

пенопластовая фигура Шахшахича заменяется настоящим. (Роль Шахшахича

играет воспитатель или родитель).

Вед: Ребята, что за чудеса произошли с нашим дорогим Шахшахичем! Он ожил

и пришёл к нам в гости!

Шах: Здравствуйте, мои юные шахматисты! Каждое занятие я нахожусь рядом

с вами и наблюдаю, как вы познаёте, изучаете мою любимую игру. Это вам

удаётся очень хорошо. Я рад, что вы сдружились с шахматами, и решил, прийти

к вам на праздник. Но, кажется, я опоздал.

Вед: Не расстраивайся Шахшахич, у нас ещё всё впереди. Мы приглашаем тебя

на шахматную викторину.

Шах: С удовольствием приму участие в викторине и даже устрою детям

настоящий сюрприз.

Вед:   А  сейчас  я  всех  детей  приглашаю  принять  участие  в  шахматной

викторине. Участники викторины: команда белых и команда чёрных.

На полях шахматной доски расположены  разноцветные  кружочки,  на обороте  которых написан  номер  вопроса,  на который нужно ответить. Каждая команда по очереди выбирает предложенные вопросы, называя адрес шахматного поля, например, al. Отвечает на вопрос тот член команды, который этот вопрос выбрал. Если этот человек затрудняется в ответе, тогда помогает команда. Ответ правильный - 1 балл. Чья команда наберёт больше очков, та и станет победителем нашей викторины.

Внимание! Если команда не правильно назовёт адрес шахматного поля, то ход

переходит к другой команде.

Шах: Сюрприз! На шахматной доске имеются поля - цветные кружки, на

которых нет вопроса, но есть надпись «приз». Кто найдёт    поля с таким

обозначением, то члены всей команды получают приз. Этот ход считается

результативным.

Вед: За правильностью ваших ответов будет следить жюри. И так наша шахматная викторина начинается.

Дети называют адрес шахматного поля, отвечают на вопросы.

Если  выпадает  поле   с  надписью   «приз»,   все  члены  команды  получают

небольшие призы.

Шахшахич помогает следить за счётом команд.

Вопросы для шахматной викторины.

1.  Какую страну считают родиной шахмат? Покажите её на карте мира.
(Индия).

2.             В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? ( Слон, конь,
ладья, ферзь, / король).

3.             Кто назад не ходит? (Пешка)

4.             Решите шахматную задачу: Слон + две пешки =? (5 или ладья).

5.             Кого называют разноцветными? (Слонов).

6.             Что за ход: можно идти сразу двумя фигурами? (Рокировка).

7.             Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

8.             Как называется начало шахматной игры? (Дебют).

9.             Назовите три правила дебюта. (Выводить центральные пешки, выводить
лёгкие фигуры, обезопасить короля).

10.  Пройти шахматный лабиринт. Найти кратчайший путь к заранее заданной

цели.

11.  Спортивная эстафета «Кто быстро и правильно расставит фигуры на шахматной доске» (Напольные шахматы).

12.Назовите лёгкие фигуры (Конь и Слон).

13.Назовите тяжёлые фигуры (Ферзь и Ладья).

14.Из каких «дорожек» состоит шахматная доска? Покажите эти линии на

демонстрационной доске ( Вертикаль, горизонталь, диагональ). 15.Решите шахматную задачу на мат. Белые: Kpg5, JIdl; чёрные Kpg8, nf7,

g7,h7. Поставить мат в один ход. (Ответ: JId8 x).

16.Что такое шах, мат, пат? (Угроза королю, гибель короля, ничья). 17.Решите задачу: белые уничтожили   2 чёрного коня и пешку. Сколько

баллов они выиграли у соперника? (7).

18.Задача: я называю цифру 6, а вы должны взять равнозначные по цене фигуры и вернуться на место. ( Ладья и пешка, или 2 коня, или 2 слона и т. д.).

Вед: Пока жюри подводит итоги конкурса, давайте поиграем с родителями. Шахшахич предлагает задание для родителей.

Шах:   Задание:   из   слова  рокировка   составить   разные   слова.   В   словах используются те же самые буквы, что и в слове рокировка. Победители награждаются воздушными шариками.

Вед: Слово предоставляется жюри.

Жюри называет победителей конкурса. Награждение победителей ценными

подарками.

Вед; Вот и подошёл к концу наш шахматный праздник-карнавал.

И только мудрость шахмат даст ответ


Твоей душе на множество вопросов,

Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

А есть боец, художник и философ.

Шах; И мне пора расставаться с вами. Очень мне понравилось у вас на празднике, с нетерпением буду ждать ещё приглашений. А пока, я возвращаюсь в шахматную студию и буду дальше наблюдать за тем, как вы изучаете шахматы. А неизученного ещё очень-очень много. Это и комбинации, дебюты, миттельшпили, эндшпили и многое другое. До встречи!


Комментариев нет:

Отправить комментарий